ОСАГО: последние изменения с марта 2017 года в законе 40-ФЗ

Еще нет оценок.
Please wait...


 

С 1 марта вступили в действие существенные поправки в ФЗ № 40 от 25.04.2002 года об обязательном страховании автогражданской ответственности по программе ОСАГО.

Изменения включают замену денежной компенсации ремонта поврежденного при ДТП автомобиля проведением ремонта. Такие меры были связаны, по заверению правительства, с противодействием применению мошеннических схем с получения средств по полисам ОСАГО сверх реальных затрат на ремонт.

Изменения вызвали отказ от предоставления услуг ведущими страховыми компаниями России — они оказались не готовы к столь стремительным новациям в регулировании.

 

Порядок действия изменений

Распространяются изменения о замене материального возмещения сервисным обслуживанием авто на договоры со страховщиками, заключенные после вступления в силу поправок – до 1 марта 2017. Страхователи по полисам, выданным ранее, могут обратиться в течение года за получением компенсации при совершении ДТП в предусмотренном ранее порядке. Для тех, кто получил полис после указанного срока, оформление компенсации возможно, но только в крайних случаях.

Изменения ФЗ № 40 об ОСАГО повлекли внесение поправок в следующие нормативные акты:

  • Закон РФ №4015-I «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992;
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Главная причина внесения новых мер в основополагающие законы в сфере страхование – натуральное возмещение по ОСАГО, которое позволит избежать финансирования мошеннических схем с выплатой денежных компенсаций, в том числе при специальной порче имущества.

Согласно новых правил страховые кампании берут ответственность за ремонт авто и его качество.

 

Порядок возмещения по ОСАГО по новым правилам

При ДТП обеспечивается выезд сотрудника страховой компании на место.  Фиксация происшествия может проводиться как вызовом сотрудников ГИБДД, так и самостоятельно. В первом случае стоимость возмещения составит 400 тыс. руб., во втором – не более 100 тыс. руб.

На основании нового закона на ремонтные работы будет распространяться гарантия в течение 6 месяцев на все сервисное обслуживание и 1 год на лакокрасочное покрытие после восстановления кузова.

На законодательном уровне установлены лимиты расстояния, с которого доставляется транспорт для ремонта после ДТП. Оно составляет не более 50 км. от места постоянного проживания потерпевшего. Если место происшествия удалено, предоставляется денежная компенсация по согласованию со страховой компанией. Допускается и предоставление обслуживания при большей удаленности нахождения автомобиля после аварии, если потерпевший согласен самостоятельно доставить транспорт к месту проведения технических работ. Транспортное средство доставляется до СТО за счет средств страховой компании, если оно не на ходу при посредничестве службы эвакуаторов.

При восстановлении автомобиля, который находится на гарантийном обслуживании сроком, если дата его выпуска не более 2 лет, то ремонт по ОСАГО проводится у официального дилера.

Потерпевшая сторона вправе выбирать технический центр по согласованию со страховой компанией, с которой у него заключен договор на сервисное обслуживание. В этом случае страховщик выдает уведомление для направления на ремонт по ОСАГО,  восстановительные работы. Для его получения нужно обратиться к страховщику с заявлением с указанием адреса нахождения СТО, ИНН, ОГРН и адреса регистрации СТО, в котором планируется проведение ремонта.

Список технических станций, с которыми работает страховщик, должен размещаться на официальной странице компании в Интернете с указанием адресов нахождения, моделей и марок обслуживаемых автомобилей, сроков предоставления услуг, о правилах страхования ответственности.

Важно, что при обращении к страховщику потерпевшему обязаны предоставить полный перечень компаний, оказывающих ремонтные работы на основании выданного полиса.

Если стоимость восстановительных работ выше оценки возмещения, возможно предоставление доплаты за счет собственных средств потерпевшей стороны по согласованию со страховой компанией. Такие случаи вероятны, когда оформление происшествия осуществлялось без присутствия сотрудников ГИБДД или все стороны ДТП признаны виновными.

 

Качество ремонтных работ, устранение недостатков

В законе по ОСАГО последние изменения предусматривают необходимость предоставления владельцем автомобиля в течение 7 дней для осмотра страховой компании, проведения независимой экспертизы причиненного ущерба и организации восстановительных работ. Ранее этот срок составлял 20 дней. Сервисное обслуживание осуществляется не позднее, чем в течение 30 дней. Продление их возможно только по согласованию с собственником авто.

При приемке выполненных работ владелец авто подписывается с СТО акт приемки-передачи. Если в результате осмотра обнаружились дефекты, то это фиксируется в указанном документе, прописываются сроки устранения, устанавливаемые на основании договора между страховой компанией и обслуживающей станцией.

В течение 5 дней, за исключением праздничных дней, СТО при наличии акта дефектов осматривает автомобиль и организовывает проведение экспертизы качества восстановительных работ на предмет выявленных недостатков. Один экземпляр заключения направляется в страховую компанию, другой – страхователю.

В случае оказания некачественных услуг, при отсутствии устранения недостатков, потерпевшая сторона вправе обратиться за возмещением понесенного ущерба в претензионном порядке в страховую компанию и при отказе в суд. В случае монтажа б/у запчастей, если найти новые не представляется возможным, замена их производится по согласованию со страховой компанией.

 

Ответственность страховщика по ремонту

При непредоставлении возможности оказания восстановительных работ страховщика ждет ответственность, предусмотренная п. 17 ст. 12 ФЗ-40 «Об ОСАГО». При неорганизации работ или отказе в их оплате принимается решение об ограничении страховой деятельности по обеспечению натурального возмещения ответственности по ОСАГО в течение 1 года.

Закон о натуральном возмещении по ОСАГО предусматривает увеличение объема возмещения с  50 тыс. до 100 тыс. руб. Изменяется порядок подачи уведомлений о ДТП в страховую компанию для получения возмещения, оформленных без сотрудников ДТП. При участии дорожной инспекции максимальный предел составляет 400 тыс. руб., при этом обязательно сообщение о наличии договоров о страховании гражданской ответственности.

Не подлежат страхованию транспортные средства, скорость движения которых ниже 20 км/час, ранее был установлен предел в 50 км/час. При выделении страховой компанией средств на восстановление, естественный износ ТС и его запчастей не учитывается. Для ремонта используются только новые детали.

При сложном ремонте сроки ремонта по ОСАГО увеличиваются с согласия потерпевшей стороны, предоставленной в отношении страховой компании. Продление должно объясняться объективными причинами, как например, сложность доставки запасных частей, сильные повреждения и др.

Ответственность по качеству, если проводится ремонт по ОСАГО с 2017 года, определяется на основании договора между страховщиком и станцией технического обслуживания, в котором прописаны:

  • гарантийный срок на восстановительные работы;
  • обязанности СТО по качественному обслуживанию, обеспечению сохранности авто на время проведения сервиса и его комплектации;
  • сохранение гарантии компанией-изготовителем;
  • порядок оплаты стоимости предоставленных услуг;
  • сроки и процесс устранения недостатков, которые допустило СТО при обслуживании, порядок подачи претензии.

Если предусмотрен ремонт вместо выплат на основании нового закона по ОСАГО, на работы распространяется также еще и гарантийный срок от СТО в течение 2 месяцев.

За каждый день просрочки предусмотрены санкции для страховой компании в размере 0,5 % от стоимости возмещения.

 

Когда предусмотрена денежная компенсация

По ОСАГО 2017 изменения предполагают выплату материального возмещения вместо ремонта в случаях:

  • при отсутствии возможности восстановления автомобиля;
  • при наличии обоюдной ответственности участников ДТП;
  • при непокрытии за счет ремонтных работ всей суммы фактически причиненного ущерба;
  • при управлении ТС водителем-инвалидом;
  • при гибели в результате происшествия виновной стороны и при отсутствии выплаты компенсации со стороны родственников;
  • при причинении вреда средней или небольшой значимости, если потерпевший отказывается от ремонта;
  • при достижении согласия о замене сервисного обслуживания денежным возмещением обоюдно потерпевшим и страховой компанией;
  • при предложении страховой компании ремонта в сервисе, который не имеет договора на гарантийное обслуживание с компанией-изготовителем авто;
  • при отсутствии технической возможности доставить транспортное средство к месту ремонта в связи с удаленностью его нахождения и участия в ДТП;
  • при реализации международных норм страхования.

В исключительных случаях, если условие включено в договор при согласии страховой компании, или в силу сложных жизненных обстоятельств возможна замена ремонта на денежную компенсацию. Такие заявления в связи со сложными жизненными обстоятельствами, к примеру, в случае гибели потерпевшего, рассматриваются в индивидуальном порядке Российским союзом автостраховщиков.

 

Порядок предъявления регрессных требований

Ремонт или деньги по ОСАГО предоставляются с возможностью предъявления регрессного требования в случаях, предусмотренных законом:

  • при управлении ТС лицом в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием психотропных веществ;
  • транспорт был оборудован прицепом во время совершения ДТП, если в договоре страхования сведения о техническом средства не указаны, кроме прицепов к легковым автомобилям, принадлежащих гражданам.

В случае совершения дорожно-транспортного происшествия при указанных обстоятельствах, страховая компания выплачивает компенсацию потерпевшей стороне. Одновременно на  основании установленных фактов производится взыскание выплаченных сумм или стоимости произведенного ремонта с виновной стороны в порядке регрессного требования через суд.

 

Введение электронных полисов

С января 2017 правительство предусмотрело необходимость создания сервисов для оформления электронных полисов. Информация и соответствующая услуга должна размещаться на официальных сайтах страховых компаний, что позволит избежать приобретения страховых пакетов у сомнительных дилеров. Оформление документа возможно:

  • при наличии сведений в базе страховщика или РСА на основании ранее заключенного договора;
  • при отсутствии ошибок со стороны автовладельца при заполнении анкеты, любой недостаток может служить причиной отказа в возмещении;
  • контроля механизма разработки стоимости полиса со стороны ЦБ РФ во избежание включения скрытых услуг и дополнительных комиссий страховыми компаниями для получения прибыли;
  • обеспечение круглосуточного функционирования сервиса, что потребует значительных затрат со стороны даже небольших страховых компаний.

Ценовой разницы между электронным и бумажным полисом на практике не должно обнаруживаться.

Помимо перечисленных мер планируется ввести на основании нового закона увеличение штрафа за вождение без полиса в размере 8 000 руб. (сейчас 800 руб.), значительное повышение коэффициента за аварийное вождение, оформление полиса сроком до 3 лет, отмена коэффициентов, применяемых на региональном уровне, создание пакетов «Эконом», «Стандарт» и «Премиум», о разнице в которых еще не объявлено.

Владельцам полисов, заключенных до вступления изменений о натуральном возмещении по 40-ФЗ в силу, перезаключать договоры со страховыми компаниями на новых условиях не требуется. На соглашения распространяются условия закона в ранее действующей редакции, в том числе в части предоставления возмещения в денежной сумме, а не проведению ремонта.

Новые полисы выдаются на основании требований нового законодательства.

  Это может быть полезным:

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.