Прямое возмещение убытков по ОСАГО в 2017 году

Rating: 5.0. From 1 голос(ов).
Please wait...


 

Одним из недостатков первоначальной версии закона о страховании автогражданской ответственности служила безальтернативная необходимость получать выплату через страховую компанию виновника аварии (прямое возмещение убытков по ОСАГО не предусматривалось).

Эта ситуация приводила к сложностям с получением компенсации. Страховщик не воспринимал обратившегося гражданина как клиента и использовал все возможности для максимальной задержки платежа, а также снижения его размера.

Владелец автомобиля, купивший полис, своим выбором никак не мог повлиять на качество обслуживания в случае ДТП по вине другого водителя.

Такое положение привело к необходимости предусмотреть возможность получать компенсацию напрямую, через свою страховую компанию. Соответствующие изменения действуют около 10-ти лет. Давайте разберемся, как работает такая схема возмещения.

 

Прямое урегулирование убытков. Законодательное регулирование и роль РСА

Правовые основы этой процедуры предусмотрены в ст. 14.1 закона «Об ОСАГО». Они конкретизированы в положении N 431-П, принятом ЦБ РФ 19 сентября 2014 года, которым определены правила страхования автогражданской ответственности.

В СМИ перечисленные акты нередко называют законом о прямом возмещении ущерба (убытков). Это может ввести в заблуждение и вызвать сложности при поиске действующих правовых норм, поскольку документ с таким наименованием не существует.

Схема урегулирования включает ряд этапов.

  1. Оформление ДТП и обращение пострадавшего в свою страховую компанию.
  2. Компенсация убытков страховщиком заявителя от имени компании причинителя вреда.
  3. Урегулирование финансовых вопросов между указанными страховыми организациями.

Последний этап предполагает взаимодействие между страховщиками. Каждая из компаний заключает соглашение о прямом возмещении убытков. Другой стороной этого договора выступает РСА – ассоциация, в которую входят организации, оказывающие услуги на рынке ОСАГО. Участие в соглашении является обязательным условием для членства в таком объединении.

 

Необходимые действия для получения компенсации. Составляем заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО

Перед обращением за выплатой, необходимо знать, в каких случаях стоит подавать заявление в свою страховую компанию. Согласно правилам ст. 14.1 закона «Об ОСАГО», для прямого урегулирования убытков необходимо наличие каждого из перечисленных условий:

  • ДТП произошло в результате взаимодействия 2-х автомобилей (при этом в расчет не берутся прицепы);
  • ответственность обоих водителей на момент аварии застрахована по правилам ОСАГО;
  • ущерб нанесен только автомобилям участников ДТП;
  • по итогам рассмотрения вопроса об аварии не установлена вина обоих водителей, попавших в нее;
  • страховщик пострадавшего имеет действующую лицензию.

Если авария отвечает всем указанным признакам, то возмещение производится через страховую компанию потерпевшего водителя. Это правило безальтернативно и не допускает обращения в организацию, выдавшей полис виновнику.

Для получения возмещения необходимо выполнить ряд действий.

  1. Заполнить извещение о ДТП на месте аварии совместно с другим водителем. Учитывая обстоятельства, стоит несколько раз внимательно проверить внесенные в лицевую сторону бланка данные. При ошибках, касающихся реквизитов водительских удостоверений, страховых полисов или документов о регистрации автомобиля, могут возникнуть проблемы с возмещением. Если авария оформляется по европротоколу (без участия инспекторов ГИБДД), то требуется максимально точная информация об обстоятельствах самого ДТП.
  2. Убедиться в наличии полного пакета документов, составленных инспектором ГИБДД (если он привлекается сторонами). Речь идет о справке об аварии, ее схеме и постановлении, вынесенном по итогам рассмотрения обстоятельств ДТП.
  • Справка о ДТП должна содержать информацию об обоих водителях, их автомобилях и полученных машинами при столкновении повреждениях.
  • Схема аварии должна включать все измерения, касающиеся положения автомобилей после ДТП и следов их движения до контакта.
  • Постановление может касаться как привлечения виновника к ответственности, так и отказа в применении мер, предусмотренных КоАп РФ. Последнее не должно смущать потерпевшего, поскольку не все нарушения ПДД влекут штраф или другое взыскание.
  1. Заполнить тыловую часть бланка извещения. В ней размещаются сведения об аварии в развернутом виде. Заполнить документ можно дома, поскольку это делается без участия другого водителя. Информация на обороте извещения не должна противоречить данным, указанным на его лицевой стороне. Полностью заполненный документ необходимо передать в страховую компанию при первой же возможности. Это требуется сделать, даже если справка и постановление ГИБДД не готовы (виновник может не признавать свою ответственность на месте и рассмотрение дела затягивается).
  2. Представить все перечисленные документы (кроме схемы) и заполнить заявление о получении возмещения. Как правило, в компаниях имеются пустые бланки, в которые вносится информация. Если офис страховщика расположен далеко, то документ можно составить в произвольном порядке и направить почтой с уведомлением о вручении. В заявлении необходимо указать:
  • сведения о себе (полное имя, место проживания и телефонный номер) и адресате;
  • информацию об обстоятельствах аварии;
  • данные о виновнике аварии и его полисе.

К документу прикладываются составленные инспектором справка и постановление, а также копии паспорта, своего полиса ОСАГО и свидетельства о регистрации автомобиля (либо ПТС).

После этого страховщик передает направление на прохождение оценки стоимости ремонта полученных в аварии повреждений.

 

Размер компенсации при прямом урегулировании убытков

Закон не устанавливает специального предела стоимости возмещения при прямом урегулировании убытков. Страховщик оплатит восстановление, согласно общим лимитам.

Проблема размера денежной выплаты потерпевшему до недавнего времени была наиболее существенной. Теперь действуют правила о возмещении ущерба в натуре. Потерпевший получает не деньги, а направляется на ремонт в один из авторизованных страховщиком автосервисов.

Получив заявление о прямом возмещении убытков, компания обязана произвести осмотр повреждений своими силами, либо направить обратившегося гражданина для проведения оценки сторонним экспертом. Установленная таким способом стоимость восстановительного ремонта может не соответствовать реальным расценкам. Причинами этого являются:

  • договоренность между страховщиком и сотрудничающим с ним экспертом о занижении суммы ущерба;
  • неправильный выбор комплектации поврежденного автомобиля;
  • расчет, исходя из применения не оригинальных запчастей, а их более дешевых аналогов;
  • использование информации о стоимости работ, относящейся к другому региону.

Если сумма, отраженная в заключении эксперта страховой компании, не устраивает заявителя, то необходимо организовать повторную оценку. Обратиться можно в любую организацию, предоставляющую такие услуги. При этом у эксперта должны быть документы, подтверждающие его квалификацию. О проведении повторной оценки необходимо обязательно уведомить другого участника аварии и свою страховую компанию. Это делается с помощью почтовых телеграмм.

Если в результате оценки будет установлена более высокая стоимость ремонта, то необходимо направить повторное заявление в свою страховую компанию с требованием компенсировать полную стоимость восстановления, а также стоимость независимой экспертизы. При отказе или игнорировании этого обращения, стоит обратиться в суд.

Решение об организации повторной экспертизы можно принять, ознакомившись с ценовыми справочниками на сайте РСА. На этом портале размещена информация не только о моделях машин, но и о стоимости деталей, а также услуг автосервисов, на территории того или иного региона.

 

Когда прямое урегулирование убытков невозможно

Существует ряд ситуаций, когда обращение к своему страховщику не поможет решить проблему ремонта.

  1. Если у оформивших аварию без участия инспектора ГИБДД участников имеются разногласия, касающиеся ее обстоятельств или полученных автомобилями повреждений.
  2. Когда извещения о ДТП, заполненные в порядке европротокола, содержат ошибки или оформлены не полностью.
  3. Если пострадавший предъявляет требования, касающиеся исключительно причинения морального вреда, ущерба окружающей среде или упущенной по вине другого водителя выгоды.
  4. Когда авария произошла в результате обучения вождению, испытаний или в ходе автомобильных соревнований.
  5. Если в результате ДТП пострадали антикварные ценности, предметы религиозного культа, либо интеллектуальная собственность (например, рукописи книг).
  6. Когда вопрос о нарушении ПДД, повлекшем аварию, рассматривается в судебном порядке.
  7. Если нарушен срок уведомления компании о произошедшем ДТП.
  8. Когда в документах допущены неточности, что станет препятствием для урегулирования ущерба между страховщиками.
  9. Если в аварии участвовало не 2 автомобиля.
  10. Когда ущерб причинен жизни и здоровью граждан.
  11. Если пострадали не только автомобили, но и другое имущество.
  12. При отсутствии полиса у одного или обоих водителей.
  13. Когда у страховой компании пострадавшего отозвана лицензия.

Давайте разберемся, что делать, если ДТП соответствует каждому из указанных критериев.

В большинстве случаев, альтернативой выступает обращение в страховую компанию виновника аварии. В ряде ситуаций порядок действий будет отличаться.

  • Если в ДТП пострадал только 1 автомобиль (опрокидывание, переворот), то водителю придется ремонтировать машину за свой счет или судиться с дорожными службами, когда авария связана с их неудовлетворительной работой.
  • Когда виновник ДТП не застраховал свою ответственность, потерпевшему придется отсуживать деньги на ремонт своего автомобиля.
  • Если в аварии причинен вред жизни или здоровью и у виновника отсутствует полис, придется обращаться в РСА.
  • При отзыве лицензии или банкротстве страховщика потерпевшего и причинителя вредя прямое возмещение убытков производится РСА.

Знание этих правил позволит максимально быстро добиться решения своей проблемы.

 

Судебная практика при прямом возмещении убытков

Правовые позиции судов подтверждают ряд положений законодательства. П. 37 постановления Пленума ВС РФ N 2, принятого 29 января 2015 года, подтверждает безальтернативность прямого возмещения. П. 41 этого документа указывает на необходимость обращения к страховщику виновника, если столкнулись 3 и более автомобиля. Этот же пункт указывает на невозможность подать заявление в свою компанию, если у виновника отсутствует ОСАГО.

Дополнительным спорным моментом является обязанность привлечь к участию в судебном разбирательстве страховщика причинителя вреда, если оно касается оспаривания суммы, определенной своей компанией, на основании повторной экспертизы. Этот вопрос разрешен в обзоре судебной практики от 22 июня 2016 года (утвержден Президиумом ВС РФ). П. 5 этого документа указывает на необязательность такого участия.

П. 11 этого документа указывает на возможность применения прямого урегулирования только в случаях, когда между машинами участников произошел контакт. Все остальные случаи рассматривает компания причинителя  вреда.

П. 14 обзора требует обращаться в компанию виновника, если своя страховая компания обанкротилась или лишилась лицензии.

 

Внедрение прямого урегулирования убытков позволило упростить процесс возмещения ущерба. При большинстве ДТП потерпевшему не приходится искать офис страховщика, а все финансовые вопросы решаются организациями без привлечения заявителя.

  Это может быть полезным:

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.