Правила оформления европротокола и извещения о ДТП по ОСАГО в 2017 году

Rating: 5.0. From 1 голос(ов).
Please wait...


 

Автомобилисты получили право на составление европротокола при ДТП еще несколько лет назад. Однако до сих пор многие люди не совсем понимают, что это такое и как оформить извещение о ДТП без участия ГИБДД самостоятельно водителями – участниками аварийной ситуации.

Поэтому далее будут подробно рассмотрены данные вопросы.

 

Европротокол: что это такое?

На самом деле, европротокол – это не что иное, как извещение о ДТП, которое идет в комплекте вместе с самим полисом ОСАГО или может быть скачано из сети, бланки при этом будут равноценными. Оформляется эта бумага без присутствия сотрудников ГИБДД самими участниками аварии. Обязательным условием является обоюдное согласие обеих сторон о виновности, а также некоторые другие детали, о которых будет написано ниже.

Максимальный размер компенсации по европейскому протоколу составляет 50 тыс. руб. (до 2014 года сумма составляла 25 тыс. руб.), в настоящее время рассматривается одобрено увеличение до 100 тыс. руб. При этом осуществление выплат возможно только при соблюдении ряда условий.

При данном способе оформления, автомобилисты, попавшие в небольшое ДТП, имеют возможность существенно сэкономить свое время. Ведь дожидаться приезда сотрудников Госавтоинспекции не нужно. Особенно это полезно, если авария произошла на оживленном участке дороги, где пострадавшие авто могут воспрепятствовать движению.

Несмотря на все удобство такого варианта, оформление европротокола по-прежнему остается не слишком популярным среди автовладельцев. Причина в том, что далеко не каждый автомобилист, даже при наличии необходимых знаний, желает брать на себя ответственность.

Размеры выплат, условия, порядок и правила того, как оформлять протокол, регулируются ФЗ «Об ОСАГО» N40-ФЗ (ст. 11.1). Посмотрим основные положения закона ниже.

 

Когда допустимо оформление ДТП по европротоколу ОСАГО

В том же Федеральном законе описываются ситуации, когда возможно заполнение европротокола и документ должен быть принят страховой компанией. Вот основные требования:

  1. В результате ДТП вред был причинен лишь двум автомобилям. При этом грузовик и прицеп к нему считаются как два разных объекта (то есть использовать упрощенный способ недопустимо).
  2. В результате аварии не пострадало иное имущество: груз, багаж, дорожные знаки и т.д.
  3. Оба водителя согласны с тем, кто из них является виновным, а кто — пострадавшим.
  4. В аварии не был причинен вред жизни и здоровью людей.
  5. Обе стороны имеют на руках действующий полис ОСАГО.
  6. Оба человека согласны использовать европротокол, бланк имеется в наличии.
  7. Водители согласны с размером причиненного автомобилям ущерба.

Уже в 2017 году вносятся важные изменения, которые позволят фиксировать европротоколом аварии, даже если есть разногласия по поводу вины стороны.

Существует такое понятие, как «бесконтактное ДТП». Оно обозначает ситуацию, когда один из водителей пытался уйти от столкновения с машиной, нарушившей ПДД. В результате маневра виновник не получил повреждений, однако они были нанесены пострадавшему. Так как система упрощенного оформления на сегодняшний день развита достаточно слабо, такое ДТП под действие европротокола не подпадает.

То есть здесь обязателен вызов сотрудников ГИБДД, вне зависимости от того, признает ли водитель свою вину (причина в том, что требуется проведение трасологической экспертизы, иначе из описанной ситуации для страховой компании не будет понятна причинно-следственная связь между вторым авто и повреждением только на первой машине). Эксперты же рекомендуют автомобилистам при большой вероятности столкновения просто попытаться остановить авто, не стараясь уйти в сторону.

 

Что необходимо сделать перед оформлением европротокола

Итак, все вышеприведенные условия соблюдены, и водители планируют использовать упрощенный вариант оформления. Однако здесь не все так просто. Дело в том, что для получения выплат по ОСАГО, должны быть выполнены некоторые правила европротокола при ДТП. Сюда же относятся и действия, которые нужно осуществить перед началом составления извещения.

Важно! Сразу после аварии водителю необходимо включить «аварийку» и поставить знак аварийной остановки. После этого проверяется наличие пострадавших.

Автовладельцу нужно проверить наличие обстоятельств, которые могут помешать составлению извещения по упрощенной схеме. Если таковых нет, действовать надо следующим образом:

  • Сначала следует попросить у второго водителя полис ОСАГО. Когда он его предоставит, требуется проверить его подлинность. Также уточняется, на какое авто документ оформлен. Не лишним будет проверить по базе данных РСА: http://www.banki.ru/insurance/check/osago/ 
  • В случае, когда с бумагами все в порядке, а второй водитель согласен на применение европротокола, можно приступить к следующему шагу: теперь можно сделать фотографии. Зафиксировать потребуется всю аварию общим планом (должно быть видно расположение авто, состояние дорожного покрытия и разметку), сами автомобили (должны быть видны их номера), имеющиеся повреждения, а также сопутствующие детали ДТП (следы от торможения, различные осколки и части кузова).
  • После выполнения вышеприведенных пунктов, можно будет приступить к оформлению извещения.

 

Размер выплат по ОСАГО при оформлении европротокола

Как уже упоминалось, ранее, максимальный размер выплат по европротоколу составлял 25 тысяч рублей. Однако, начиная с 2014 года, эта сумма увеличилась до 50 тысяч рублей (в процессе одобрение увеличения до 100 тыс. рублей).

В то же время, европротокол в Москве, Ленинградской области, Московской области и Санкт-Петербурге можно оформлять без ограничений максимальный размер компенсации по  ОСАГО (ФЗ «Об ОСАГО» N 40-ФЗ ст. 11.1 п. 5), то есть водители могут получить до 400 000 рублей.

Правда, потребуется соблюдение двух условий:

  • Водители зафиксировали ДТП на фото. Полезными будут и видеоматериалы.
  • Оба автомобиля оснащены системами слежения (это должен быть обязательно ГЛОНАСС или ГЛОНАСС с другими системами) и было зафиксировано место аварии.

Данная мера была введена в качестве эксперимента. Если он пройдет успешно, то, начиная уже с осени 2019 года, ограничения могут быть сняты уже по всей стране.

Выбирая упрощенный вариант составления извещения, водитель должен помнить, что, на сегодняшний день, максимальная сумма, которую он сможет требовать со страховой компании, составит 50 тыс. рублей. Даже если такая компенсация не покроет расходы, получить от страховщика что-то сверх этой суммы не удастся. Единственное исключение – если автовладельца принудили к упрощенному варианту, либо водитель после аварии находился в состоянии шока. Но доказать это почти невозможно.

 

Как заполнять европротокол при ДТП

Наконец, можно приступить к рассмотрению главного вопроса: как заполнять извещение. Заранее стоит оговориться, что все данные вносятся шариковой ручкой.

Порядок оформления европротокола гласит, что сначала водители заполняют свои колонки на лицевой стороне бланка. Также автовладельцы должны поставить подписи под п. 18 и в пункте «Подпись».  Далее бумага разделяется: каждый из водителей будет заполнять оборотную сторону отдельно.

Если после разделения бланка кто-то из водителей захочет внести изменения в данные, исправления должны быть заверены подписями обеих сторон (хотя, желательно, вообще не допускать подобных ситуаций).

 

Лицевая сторона

В п. 15 один из водителей обязательно должен написать, что считает себя виновным в ДТП. Без этого страховые выплаты не могут быть произведены. В п. 16 автомобилисты должны максимально точно отразить действия автомобилей перед столкновением (отмечая уже предложенные варианты).

Далее рисуется схема аварии. Для этого оставлено свободное место под п. 17. Здесь требуется составить план проезжей части (с обозначением контуров дороги, разметки, близлежащих домов, дорожных знаков и светофоров), указать направление движения автомобилей, а также начертить их расположение на момент столкновения и конечное расположение.

Специалисты рекомендуют наблюдать, чтобы второй участник аварии не вписал в бланк некорректные данные (в частности, дополнительные повреждения).

 

Оборотная сторона

Оборотную сторону каждый водитель заполняет независимо от другого. Соответственно, подпись здесь тоже будет только одна.

Во второй части протокола автомобилист описывает обстоятельства аварии. Здесь же указывается, кто управлял машиной (собственник или доверенное лицо). В пункте «Примечания» можно написать, что были сделаны фотографии места ДТП.

Правила оформления 2017 европротокола подразумевают, что водитель зачеркнет незаполненные строки. Если же места, напротив, оказалось недостаточно, нужная информация вносится в неиспользованный лист. На бланке при этом нужно сделать отметку «С приложением». Также необходимо указать, кто из водителей сделал дополнение, и заверить отметку подписями обоих автомобилистов.

Рекомендуется взять у второго участника аварии номер телефона. Если окажется, что извещение заполнено неправильно, можно будет связаться с другой стороной и провести повторное оформление.

Образец оформления европротокола рекомендуем взять отсюда: http://dt.mos.ru/projects/europrotocol/

 

Обращение в страховую компанию с европротоколом

Когда извещения заполнены, водители обязаны передать их в свои страховые компании. На это у каждого из них есть 5 дней. В случае если пострадавшая сторона не сделает это вовремя – страховая компания не произведет выплаты. Если же в срок не уложится виновник – размер возмещения уменьшится.

Помимо извещения, потерпевший должен отправить страховщику и другие необходимые документы.

Владелец ТС может как лично передать нужные бумаги страховщику, так и отправить их почтой (с приложенным заявлением на выплаты). Во втором случае используется заказное письмо с описью вложения и обратным уведомлением. Необходимо будет сохранить почтовую квитанцию, чтобы не возникло вопросов о том, вовремя ли были направлены документы.

В течение 15 суток автовладельцы не имеют права вмешиваться в конструкцию своих ТС. Запрещено проводить ремонтные работы и утилизировать детали. Дело в том, что за этот период должна быть проведена экспертиза нанесенного ущерба.

Данное правило распространяется как на виновника, так и на потерпевшего. Если компания установит факт вмешательства в состояние авто с пострадавшей стороны, то автовладелец не получит положенной компенсации. Если же ремонт проведет виновник, то размер компенсации от СК уменьшится (страховщик может усомниться, что повреждения потерпевшему были нанесены именно в этой аварии, и обратится ко второй стороне).

Обычно, если ДТП оформляется по европротоколу, автомобиль имеет лишь небольшие повреждения и на нем можно продолжать ездить. У сотрудников Госавтоинспекции могут возникнуть вопросы по поводу того, где были нанесены повреждения машине и оформлено ли ДТП. Поэтому, передавая документы в страховую компанию, неплохо будет попросить сделать копию извещения и заверить ее печатью. При необходимости, можно предоставить ее сотрудникам ГИБДД.

Если автовладельцу требуется в кратчайший срок осуществить ремонт ТС, необходимо согласовать действия со страховщиком. Осмотр будет произведен раньше, чем положено. После экспертизы, нужно будет получить письменное разрешение на проведение работ по восстановлению.

 

Заключение

Оформление европротокола может существенно сэкономить время участников ДТП. Кроме того, у них не будет необходимости ехать куда-то, кроме как в офис СК (хотя документы можно направить и почтой). В то же время, максимальный размер выплат будет ограничен. Кроме того, страховщик может придраться к заполнению извещения.

Чтобы избежать проблем с произведением выплат, необходимо внимательно и аккуратно заполнять бланк. Крайне полезным будет заранее узнать порядок процедуры. Краткая инструкция и основные правила указаны прямо в извещении. В качестве примера можно взять образец европротокола 2017 года.

При наличии серьезных упущений в оформлении, страховая компания имеет полное право отказать в компенсации. В этом случае можно обратиться ко второму участнику аварии и попросить его о повторном заполнении бланка. Если же ошибки не слишком серьезные, а страховщик все равно не хочет выплачивать нужную сумму – возможно, имеет смысл обратиться в вышестоящие инстанции.

Компенсации можно лишиться и при вмешательстве в конструкцию машины до проведения экспертизы. Поэтому, если оценка ущерба еще не проведена, но необходимо сделать ремонт, требуется согласовать свои действия со страховой компанией. После осмотра нужно будет получить разрешение на ремонт в письменном виде.

  Это может быть полезным:

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.